ПРАВА РЕБЕНКА(Rights of children)
– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок
(ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от
каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения,
национального или социального происхождения, имущественного, сословного
или иного положения.
В
течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира,
участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст
нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались
все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНВЕНЦИИ
Согласно
Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание
приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы
общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах,
беженцах, и т.п.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3.
Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и
религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в
устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства
или с помощью других средств по выбору ребенка.
4.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или
психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или
грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или
любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6.
Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести
полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его
достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его
активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8.
Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на
развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме.
9.
Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию
своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или
языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10.
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и
развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11.
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от
выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его
здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному,
моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13.
Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был
подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим
достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен
свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы
ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой
соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15.
Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного
гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного
конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица
младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая
ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед
государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в
обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы
равенства и солидарности».
Комментариев нет:
Отправить комментарий